На главную страницу
ВИНТОВКИ > Деревенские заметки, Или история одного монстра

Этим опусом я представляю на суд почтеннейшей публики историю о том, как я в домашних условиях создавал пружинно - поршневую пневматическую винтовку класса "Магнум".

Сразу сделаю оговорку, что в мои планы не входило изготовление призового изделия с высокими эксплуатационными свойствами, скорее, мне хотелось на практике проверить некоторые соображения и идеи как свои, так и почерпнутые из Интернета. Хотя, не буду скрывать, в потаенных уголках души теплилась слабенькая надежда, что в результате моих трудов может получиться нечто интересное. Я не получил каких-то уникальных результатов, но если очередной энтузиаст, ступающий на тернистый путь конструктора, учтет мой опыт, то буду этому рад.

Предыстория

Сначала была ИЖ-38. Старенькая, с кожаной манжетой, но стреляла уверенно. Замеры показали скорость 135 м/с пулей СР-7,9.

Затем появилась МР-512. Первые же стрельбы зародили подозрение, что эта винтовка создавалась как потенциально более мощное изделие, но затем была принудительно ослаблена до разрешенной Законом мощности. А всего делов-то - облегченный поршень да укороченная слабенькая пружинка. Проточил задник, поставил пружину от ИЖ-38, а потом от GH-440, сделал утяжелитель поршня, слегка отшлифовал а затем отполировал цилиндр и все трущиеся детали и получил свои скромные 230 м/с. Добавил увесистый надульник, оптический прицел, засыпал приклад кусочками свинца, залил их эпоксидной смолой и получил в итоге достаточно милую игрушку. Мощность и точность меня устраивали, и я с упоением дырявил консервные банки и бил стеклотару.

Увидел это дело брат жены и заказал себе нечто подобное, но только компоновки "буллпап". Я произвел все вышеперечисленные действия по увеличению мощности и приступил к изготовлению приклада. Подходящей древесины не нашлось и, поразмыслив, решил испробовать фанеру. Хороша была бы бакелитовая фанера, но за неимением таковой использовал армейский ящик от какого-то прибора. Фанера оказалась достаточно качественная, плотная, с тонкими слоями, без следов от сучков, явно изготовленная из какой-то хорошей древесины. Выпилил из нее четыре детали - две боковых и две внутренних, склеил их клеем ПВА. Кстати, данный способ позволяет избежать нудной и неприятной процедуры обработки внутренних полостей. Обработал внешние размеры, помазал морилкой, покрыл лаком. Сделал новый спусковой крючок, предохранительную скобу, тягу, затыльник. Это все хорошо известно. При изготовлении исходил из соображений быстрой и удобной установки штатного приклада.

Интересно, что мощность "буллпапа" оказалась несколько выше, чем в предыдущем варианте (240 м/с).

Подбор утяжелителей поршня я проводил следующим образом. В гараже у меня стоит небольшой токарный станочек, позволяющий обрабатывать детали до 250 мм. Из железа на нем наточил целый ряд "грибков" разной длины, соответственно и разного веса с шагом примерно 10 граммов в диапазоне от 20 до 120 граммов. Поочередно вставлял каждый в поршень и производил серию отстрелов, фиксируя результаты. Для МР-512 оптимальным оказался вес 51 грамм, а для "буллпапа" - 80. Причем дальнейшее увеличение веса в обоих случаях сказывалось отрицательно.

А потом друзья мне подарили ИЖ-38С. Для интереса провел замеры. Оказалось, что несмотря на щегольский внешний вид и букву "С" в маркировке, скорость пули не превышает 100 м/с. Сами понимаете, что радости - никакой. К тому времени я созрел для опробывания чего-то более мощного. Купить в магазине можно, но лично для меня интереснее сделать своими руками. Поэтому я с чистой совестью приговорил ИЖ-38С к использованию как исходный материал для опытов.

История

К тому времени я изучил практически все, что имелось в Интернете по вопросу пневматического оружия, и к анализу ситуации подходил более-менее осмысленно. Пистолеты отверг сразу, ибо я не уважаю их как класс. Решил сделать винтовку, осталось выбрать, по какому принципу ее создавать. Идея аппарата на углекислом газе меня не прельстила ввиду небольшой мощности, да и перспектива постоянно приобретать баллончики с углекислым газом не обрадовала. От идеи РСР-винтовки я также отказался по ряду соображений. Во-первых, это несамодостаточность системы и потребность в дополнительном оборудовании. Во-вторых, динамика выстрела мало отличается от выстрела из огнестрельного оружия, что просто не очень интересно. Значительно проще было бы сконструировать класс учебного огнестрельного оружия калибра 4,5 мм под ослабленный патрон с итоговой мощностью не более пресловутых 7,5 Дж, а Закону разрешить свободную продажу такого оружия. Насколько я помню детские опыты, система "капсюль жавело-дробинка" обладает примерно такой же энергетикой. Хотя у нас народец такой…. Как точно подметили иностранцы в давние времена, в России лютость законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Имею серьезное подозрение, что за истекшие сотни лет взаимоотношения Закона и народа не изменились. И, в-третьих, изготовление некоторых узлов требует доступа к заводским мощностям и контрольно-измерительной базе. А откуда в нашей деревне таковые, даже кузнеца нет. Все что было - разрушено, уничтожено и разворовано дорвавшимися до власти демократами, как, впрочем, и во всей стране.

Поэтому я закономерно оказался на пружинно-поршневом пути.

Взвесив наличие и параметры имеющихся материалов и инструмента, свои технологические возможности я решил остановиться на конструкции типа GH-1250. Я исходил из предпосылки как можно полнее использовать железо ИЖ-38С и соотносить его со стандартами нашего проката. Кроме того, у меня неизвестно откуда взялась пружина от какого-то японского мотоцикла с очень большим количеством витков и геометрическими размерами очень похожими на пружину от GH-1250. За неимением другой решил использовать ее.

Работа шла по следующим направлениям:

1. Ствол с измененным толкателем;
2. Изготовление цилиндра;
3. Изготовление поршня;
4. Изготовление спускового механизма;
5. Изготовление приклада;
6. Доводка изделия.

Первым делом я разрезал корпус ИЖ-38С на три части: около дна цилиндра, собственно труба цилиндра и та часть, где находится спусковой механизм. Из подходящей трубы изготовил новый цилиндр, вставил в него переднюю часть с "рогами" для крепления ствола, приварил. Из старого цилиндра изготовил поршень, а маленький остаток старого цилиндра надел на корпус спускового механизма и также приварил. Таким образом получилась конструкция, схематически абсолютно ничем не отличающаяся от обычной "переломки".

А теперь последовательно о своих мытарствах.

Изготовление цилиндра


Я обратил внимание на то, что все наши переломки имеют внешний диаметр 29 мм, а все доступные трубы имеют внутренний диаметр порядка 28 мм. Как-то по случаю я раздобыл кусок трубы с полметра длиной. Не знаю, где такие используются, так как она имела ровные стенки без швов, правильную форму, стенки толщиной 8 мм и, как показала дальнейшая обработка, изготовлена из хорошей прочной стали (сорт мне неизвестен). К тому времени я обзавелся 29 мм разверткой и зенкером на 28.7 мм. Так как работал вручную, то пришлось изобретать специальное устройство для закрепления трубы и устройство для удержания режущего инструмента. Получилась вертикальная система с воротом чуть ли не метр в диаметре. С их помощью, пролив не один литр пота, обработал внутреннюю поверхность. Осмотр показал, что кое-где остались небольшие задиры, пришлось выводить их цилиндрической деревянной штуковиной с намотанной на нее наждачной бумагой. Замечу, что чистовую обработку внутренней поверхности цилиндра я проводил значительно позже. Скажу еще, что расчеты деталей я провел и чертежи нарисовал, но размеры трубы по длине делал на всякий случай с запасом. После этого пошел к нашему токарю, и он за 0,5 единицы самой твердой русской валюты снял лишний металл со стенок, уменьшив их толщину до 3 мм.

Затем с помощью "болгарки" прорезал паз, в котором будет ходить зуб зацепления поршня и вставляться корпус спускового механизма. (Фрезеровщика нет, а от фрезерного станка остались одни воспоминания.)

Все делал с таким расчетом, чтобы ход поршня был не менее 118 мм.

Вдоль прорезанного паза приварил две длинных 5мм пластины для крепления приклада, для направления движения толкателя и в перспективе возможного крепления системы отката, если соберусь таковую сделать.

Уточнил длину цилиндра, вставил в переднюю часть отрезок с "рогами", приварил. На наждаке убрал излишки металла. Присоединил ствол, проверил соосность и прямолинейность. Все получилось ровно и прямо, сам себе удивился.

К получившейся ствольной коробке, сверху тыльной ее части приварил железную пластину размером 160x16x8 мм. К ней я прикрутил винтами планку с пазами для крепления оптики. Пришлось изобретать приспособление для строгания металла.

Изготовление поршня


Здесь я сделаю маленькое лирическое отступление. Когда корпус ИЖ-38С был разрезан на части, появилась возможность внимательно рассмотреть его внутреннюю поверхность. И я сказал "АХ!!!". В тех местах, где к наружной стенке цилиндра приварены крепежные скобы, на внутренней образовались наплывы застывшего металла. Видимо на заводе эту операцию поручили очень усердному сварщику. Поэтому я не согласен с одним из авторов, утверждающему, что возюканье шкуркой совершенно неэффективное дело. Ею можно удалить такие наплывы в цилиндре и поршень не будет скакать по ухабам, сбрасывая на них часть и без того скромных запасов воздуха.

Манжету решил сделать из кожи, так как этот способ проверен веками, а изготовить силиконовую в домашних условиях вряд ли смогу.

Напомню, что в качестве поршня я решил использовать часть цилиндра от ИЖ-38С. Выточил ступенчатую втулочку толщиной 15 мм и диаметрами 25 и 30 мм, по оси просверлил отверстие, нарезал резьбу М6. Вставил в мой обрезок, через весь цилиндр пропустил длинный пруток с резьбой М6, вкрутил его во втулку, с обратной стороны затянул через большую шайбу гайкой, заварил. Фаски по месту сварки снимать обязательно! Уточнил длину поршня, лишнее отрезал. Из старого поршня вырезал ту часть, где находится зуб зацепления. В новом поршне вырезал такой же формы паз, вставил туда кусочек с зубом и аккуратно приварил самым тонким электродом как снаружи, так и изнутри. Фаски не снимать. Снаружи излишки металла снял на наждаке а внутри - шкуркой. Сначала побаивался, что зуб потеряет закалку из-за нагрева близлежащих участков, но мои опасения не подтвердились. На токарном станке обработал поршень до размера 29,00 мм. Около зуба убирал лишнее на наждаке. Все отшлифовал и отполировал. Выточил 4 мм шайбу для крепления манжеты диаметром 26,0 мм с потаем под винт. Произвести закалку мне негде.

Поршень готов.

Спусковой механизм


Со спусковым механизмом я сильно не мудрил. Взял готовый узел от ИЖ-38С, надел на него остаток цилиндра, слегка приварил сваркой. Посадочное место под пружину расточил до 24,5мм. Мне показалось, что 5мм родной штифт тонковат, рассверлил всю группу до 6мм, новый штифт сделал из отвертки. Убрал рычаг блокировки. Вставил в цилиндр в предполагаемое место, разметил, просверлил 5мм отверстие, вставил группу, посмотрел, насколько ошибся, подработал надфилем, опять вставил группу на место и все в сборе обработал 6мм разверткой. Готово.

Ствол и рычаги


Система взвода ИЖ-38С предназначена для более короткого хода поршня и меньших нагрузок. Чтобы не ошибиться, сделал из картона кинематический макет всей системы. Получилось, что ось шарнира необходимо вынести вперед на 40 мм, соответственно, сам шарнир удлинить на 40 мм, а также удлинить миллиметров на 70 рычаг толкателя (точную цифру не помню). Шарнир сделал новый, рычаг толкателя разрезал и вварил соответствующей длины вставку. Все потом аккуратно обточил. Отмечу один момент. Толкатель, или рычаг взведения не только толкает поршень, но и поджимает шептало. Всвязи с тем, что изменились все параметры системы, толкатель не доходил до шептала, пришлось подогнуть кверху выступ толкателя и поработать надфилем, подгоняя детали. После сборки изделия все хорошо видно.

Со стволом произвел следующие манипуляции. Решив, что ствол тонковат и может погнуться, я его усилил, пустив снизу 12 мм стальной прут. С одного конца прут обточил до вида проушины и вставил его в место крепления старого шарнира. Заклепал. С другого конца прут приварил к плотно надетому на ствол кольцу. В нужном месте в усиливающем пруте сделал прорезь, просверлил отверстие, вставил шарнир, ось, рычаг толкателя, вторую ось, расклепал. Проверил, все двигается. На дульную часть нацепил старую мушку, сделал надульник. Надульник, кстати, разборный, открывает доступ к дульному срезу. Дульный срез отшлифовал а потом отполировал. Использовал шарик подшипника. Шарик обработал мелкой наждачной бумагой для получения мелких царапин и удержания притирочной пасты. А притирочные пасты сейчас продаются любые.

Приклад и цевье


Как я упоминал ранее, к нижнему краю ствольной коробки были приварены две металлические пластины. Поэтому я не был ограничен в выборе мест крепления. Из фанеры сделал цевье и на винтах прикрутил к вышеупомянутым пластинам, нарезав в них в нужных местах резьбу. Из металла сделал пистолетную ручку, прикрепил аналогично. В пистолетную ручку вмонтировал спусковой крючок с таким расчетом, чтобы он просто давил на родной спусковой крючок, при этом двигался свободно и не мешал взводиться спусковому механизму. Радует, что спуск получился легким.

Все-таки я ошибся в расчетах, и мне пришлось сдвигать вперед колодку спускового механизма два раза на 23 мм в конечном итоге, чтобы получить ход поршня 118 мм. Сзади колодки образовался никак не использующийся участок ствольной коробки. В него я вставил втулку, нарезал резьбу и закрепи ее винтом, к втулке приварил обработанный прут. К нижней части пистолетной рукоятки на винте М8 прикрутил такой же. Оба прута обработанной частью входят в трубки и свободно, но без люфтов в них двигаются. Трубки сварены между собой пластиной. В трубки вставлены пружины 40мм длиной. Таким образом, приклад смягчает отдачу и играет роль демпфера. Конечно, это не система отката, но надеюсь на его положительный эффект.

Дополнение


Мощная пружина не позволяет вставлять ее с такой же легкостью, как в ИЖ-38 или МР-512. Пришлось сделать специальное приспособление. Представляет собой кусок трубы внутренним диаметром чуть больше 29мм, в торец вварена втулка с резьбой М12 по оси, по резьбе ходит длинный винт с "барашком"; с другого конца расширение, по бокам приварены две гайки М6, в них - винты, которые входят в "лишние" отверстия ствольной коробки, создавая сцепление (не пропадать же даром лишним отверстиям); сбоку сделана прорезь для хода колодки спускового механизма. Для разряжания приспособление соединяется со ствольной коробкой, винтом поджимается колодка спускового механизма, легко и непринужденно выбивается штифт колодки, винт выкручивается. Приспособление снимается, внутренности извлекаются. Собирается все в обратном порядке. Думаю, что подобную конструкцию можно сделать и применять для других винтовок, разве что в ствольной коробке придется сделать два дополнительных отверстия.


Как я писал выше, надеяться на свободную и регулярную покупку Гамовских манжет не приходилось. Для изготовления кожаных манжет из железной болванки выточил матрицу и пуансон, обе части просверлил по оси, в матрице нарезал резьбу М6. Кусок кожи размачиваю в воде, вкладываю в матрицу, затягиваю пуансоном и - на печку для просушки. После высыхания края кожи обрезаются, манжета готова. Благо, что на чердаке много старой обуви, теперь манжетами могу обеспечивать не только себя, но еще полстраны.

Отделка В масле поворонил надульник. Так сказать, для пробы. Получилось терпимо, продолжать в этом направлении я не стал. Купил аэрозольный баллончик с черной краской и все покрасил. Покрытие, конечно, не очень стойкое, но большего мне не требовалось.

Пауза

Собрал всю конструкцию, провел первые испытания. Из всех щелей полезли вопросы, требующие доработки. По ходу устранял проблемы одну за другой. Вся механика заработала без замечаний.

Аппарат получился увесистый, более 5кг. Но это меня не смущало. Во-первых, для пружинно-поршневой пневматики лишний вес только во благо, и во-вторых, я не собираюсь с ним охотиться и часами ходить по лесу.

Первые же замеры не обрадовали. Скорость была 250-260 м/с. Сделаю оговорку, что в данной статье все данные я привожу только для пуль СР-7,9 или же делаю специальное уточнение.

Наступило лето, и так уж сложились обстоятельства, что я вынужден был ехать в далекий Санкт-Петербург для решения ряда вопросов. Дело застопорилось, но в этом был и некоторый плюс. Появилась возможность не торопясь обдумать, взвесить различные идеи. В каком-то оружейном магазине на Большом проспекте приобрел пружину от GH-1250. Она оказалась лучше мотоциклетной. Посмотрел на его же манжеты, но решил не брать. Не захотел менять коней на переправе.

Вернувшись, с удвоенным энтузиазмом взялся за дело.

Доводка

Доводку начал с обработки цилиндра. Как я писал выше, чистовую обработку его я не проводил сознательно. Дело в том, что после сварочных операций его обязательно должно было каким-то образом "повести", то есть искривить. Немного, так как металл толстый, но обязательно. Первым делом из твердого дерева выточил цилиндрическую штуковину, обмотал самой мелкой наждачной бумагой и тщательно отшлифрвал цилиндр внутри. Бумагу менял много раз. Затем раздобыл чугунную болванку длиной 200 мм, выточил притир с рабочей поверхностью длиной 160 мм. Остальные 40мм обточил до 23,5 мм, вставил в трубу, закрепил заклепкой (надо же за что-то держать притир). Рабочую часть обточил до 29,05 мм, так как после всех шлифовок внутренний диаметр стал больше 29 мм. Проточил в притире отверстие, нарезал резьбу М8 на глубину 55мм, проточил коническое отверстие на глубину 30 мм и наибольшим диаметром 18 мм, сделал для него соответствующую коническую втулку. Притир разрезал пополам вдоль почти на всю длину. Теперь втулка ходит внутри с помощью винта, раздвигая половинки притира. Отдаю себе отчет, что притир не идеальный, но лучшего я не могу сделать в домашних условиях. В трубчатой ручке притира просверлил отверстие, вставил длинный болт, на него надел куски шланга. Вставил притир в цилиндр винтовки. Получилось нечто похожее на ручной автомобильный насос. Копить чугунную крошку я не стал, притирочные пасты сейчас продаются любые. Предполагая, что работа предстоит долгая, я успокоил себя воспоминаниями об армейской службе, представив, что мне поставлена задача накачать ручным насосом колеса МАЗа 543. Сразу все становится на свои места, необременительная для мозгов работа оставляет место для размышлений о чем-то приятном.

Притирка цилиндра является делом архиважным и ответственным. Сэкономить или схалтурить можно на чем угодно, только не здесь. Если внутренняя поверхность нецилиндрична, имеет бочковатость или конусоватость, то это означает разницу в диаметрах различных участков. Представьте себе, что разница в диаметре всего лишь 0,01 мм равносильна дырке в поршне диаметром 0,7 мм, а разница в 0,1 мм соответствует дырке (страшно подумать!!!) диаметром 2,5 мм. Даже самая расчудесная манжета вряд ли сможет отработать такие неровности. Тут уж в маркировке не потребуется никаких букв "F" в пятиугольнике

Операцию притирки проводил, наверное, раз десять. После каждой притирки собирал аппарат, проводил серию выстрелов, измерял, обрабатывал результаты. С каждым разом результаты улучшались, что радовало. Когда они перестали расти, с притиркой закончил. Замечу, что измерения нельзя проводить сразу после сборки. Необходимо пострелять в белый свет, чтобы выгорели легкие фракции масел, и не сказывался так называемый эффект "дизелирования". После очередной сборки я по простоте душевной стрелял в доме. Поставил 30 мм кедровую доску, зарядил, как советуют опытные люди, тяжелую пулю, стрельнул. Пуля пробила насквозь эту доску и заодно межкомнатную дверь. Вот вам и "дизель-эффект". За эти опыты был подвергнут жесточайшей критике со стороны супруги с выбиванием клятвенного обещания отремонтировать дверь. М-да, художника может обидеть каждый.

Сделал направляющую для пружины и утяжелителя поршня. Утяжелитель ходит внутри направляющей, к поршню крепится винтом , которым крепится манжета.

Проверенным способом подобрал оптимальный вес утяжелителя, получилось 110 граммов, вес самого поршня 226 граммов. Общий вес 336 граммов, что примерно соответствует весу поршня GH-1250.

Следующим этапом стало улучшение манжеты. Кожаная впитывает в себя много масла, разбухает и ходит весьма туго. Поэтому я готовую манжету щедро обмазал силиконом, вернул в формовочную матрицу и придавил пуансоном. После полного высыхания опробовал. Ходит намного легче, мне показалось, что и мощность немного возросла.

В советские и ранние постсоветские времена, когда самым массовым средством передвижения наших граждан являлся мотоцикл, существовал довольно простой способ форсирования двигателей, то есть увеличения мощности. На поршне протачивалась еще одна канавка и ставилось дополнительное компрессионное кольцо. Хотелось бы испробовать нечто подобное, но боюсь ослабить поршень. Жаль, что об этом я вспомнил поздно, на этапе изготовления поршня можно было бы предусмотреть место для такого кольца, сделать его, например, из фторопласта.

Поработал с переходным отверстием между цилиндром и стволом. Изготовил несколько вкладышей, уменьшающих диаметр отверстия: 4,2 мм, 4,0 мм, 3,8 мм, 3,5 мм, 3,0 мм. Поочередно вставлял их в резиновую прокладку, проводил замеры. Было получено уверенное падение мощности. Таким образом, диаметр отверстия должен быть равен диаметру ствола. По крайней мере, для себя я этот вопрос закрыл окончательно.

Еще попробовал уменьшать ход поршня. Для этого из полиэтилена и текстолита наточил шайб диаметром 29,12 мм, толщиной от 1 до 5 мм и общей толщиной 20 мм. Подкладывал под манжету набор определенной толщины, проводил серию отстрелов. Получил устойчивое снижение мощности при уменьшении хода поршня. Но при уменьшении на 2 мм замечалось некоторое увеличение мощности. Подозреваю, что это связано с улучшением компрессии за счет двух добавочных полиэтиленовых шайб.

Результат

В итоге проделанной работы получилась достаточно мощная винтовка. А в мозгах появилась определенная ясность.


Стрельба по каталогу "Товары и цены" не проводилась ввиду его полного отсутствия на многие километры вокруг. С соседом воткнули на огороде лопату метров за 30, нацепили сверху консервную банку, в банку несколько раз попали, но и древко лопаты изрешетили основательно. Тут уж соседу досталось от его жены. Я предлагал ему потренироваться на его тракторе, но сосед почему-то не согласился.

Замеры скорости проводились с помощью баллистического маятника. Попытка сотворить что-то типа ИБХ успехом не увенчалась. На крупные и небыстрые предметы реагирует хорошо и считает как надо, а маленькая пулька проскакивает лучше, чем американский самолет-невидимка. Скорее всего, не хватает чувствительности фотодиодов.

Конечно, измерять маятником довольно нудно. Для повышения достоверности отстреливал серии по 10 выстрелов, все результаты фиксировал; в начале и конце серии взвешивал на аптекарских весах маятник, изменение веса учитывал; в окончательном варианте измерений отстреливал в маятники разного веса - 200 и 300 граммов, результаты вычислений сравнивал. Самое смешное, что они оказались практически одинаковыми как для легкого, так и более тяжелого маятника. Длина маятника 216см, максимальные отклонения в районе полуметра с легким маятником.

Достичь заветных 380 м/с мне не удалось. Пулей СР-7,9 винтовка показала скорость 330-335 м/с, а пулей СР-10,5 - 290-295 м/с. Разброс цифр оставляю на допустимую погрешность измерений. Пересчет по энергии показывает, что при более тяжелой пуле КПД системы несколько выше. Интересно было бы попробовать еще более тяжелые пули, но мне они нигде не попадались.

Звук выстрела громкий, почти как у мелкашки, а в закрытом помещении аж в ушах звенит.

Баланс винтовки меня устраивает.

Взводить боевую пружину тяжело, приходится упирать приклад в землю и своим весом давить на ствол.

Пистолетная рукоятка удобна, но мне милее классическая форма приклада, такой уж я ретроград.

Отдача приличная, но никуда от нее не денешься. Немного смягчает демпфер. Отсюда выполз вопрос запирания ствола. Видимо, от сильной отдачи он чуть-чуть приоткрывается, и пули уходят заметно вниз. Пришлось очень сильно затягивать винт крепления ствола. Даже дело не в том, что ствол стал тяжелее. По-видимому, в исходной винтовке этот узел был сделан неудачно. По большому счету, мне мыслится, что во всех приличных "переломках" запирание ствола должно быть принудительным.

С так называемой кучностью не очень… Самое лучшее, чего смог добиться при стрельбе на 20 метров - пробоины закрывались спичечным коробком. Пулями СР-10,5. А рассеивание в 3-5см на 50 метрах мне не снилось даже в самых сладких снах. Да и стрелок я, по-видимому, не самый лучший. Для испытаний приобрел полтора десятка коробок с пулями разных типов. Настрелялся от души. Что я о них думаю, я напишу в главе о пулях.

Уроки истории

Урок первый. Всех любителей пневматического оружия можно разделить на две категории. Одна часть предпочитает совершенствовать свое мастерство в высоком искусстве стрельбы из винтовки, другая часть с тоской смотрит на застоявшийся в углу напильник и ждет, когда оружейная муза посетит их скромную обитель. Лично я принадлежу ко второй части.

А суть урока состоит в следующем. На изготовление и доводку аппарата я потратил немало времени. За это время можно было заработать достаточно денег, чтобы купить практически любую хорошую винтовку. Это самый подходящий путь для первой части любителей; заработать средства, купить приличную винтовку, довести ее до ума и заниматься своим любимым делом. Для второй части может оказаться полезным второй урок.

Урок второй. Трезво оценивая свою деятельность, я осознаю, что изобретал велосипед. Ничего нового я не придумал, повторил уже пройденный кем-то путь, разве что приобрел некоторую практику в работе с оружием и более осмысленный взгляд на вещи. Какими-то исключительными достижениями я похвастаться не могу. Хотя опыт тоже дорогого стоит. Мои технологические возможности ниже, чем возможности самого захудалого завода, поэтому часто приходится тратить неоправданно много времени и сил на те операции, которые на заводе выполняются легко и просто. Если уж тратить на что-то время, то на воплощение или проверку новой идеи (я не затрагиваю деятельность мастеров, выполняющих конкретные заказы.)

По ходу у меня возникло две идейки, которые, как мне кажется, стоило бы проверить на целесообразность применения в пружинно-поршневой пневматике.

Первая. Установить фиксатор, не дающий поршню отскакивать назад после достижения крайнего переднего положения. (Эх, провести бы скоростную кино- или фотосъемку движения поршня! Пробовал снимать обычной видеокамерой - не получается.)

Вторая. Установить клапан или золотник между цилиндром и стволом, открывающиеся при достижении в цилиндре максимального давления воздуха.

К сожалению, я сейчас очень занят и не скоро смогу выкроить время для подобных упражнений.

Урок третий. В любом случае обязательно следует позаботиться о наличии измерительных средств. Без них невозможно оценивать результаты своего труда, или же это превращается в утомительное занятие.

Урок четвертый. Я не механик, сопроматов не изучал и в материаловедении имею весьма поверхностные понятия. В работе руководствовался в основном жизненным опытом, здравым смыслом, копированием известного и пролетарским чутьем. Поэтому не нужно стесняться изучать техническую, теоретическую и справочную литературу. Знания карман не тянут, а путь сокращают.

Урок пятый. Сделать винтовку не сложно и не долго. Значительно труднее кропотливо довести ее до идеального состояния, чтобы каждый узел, каждая деталь, каждая линия и форма работали наилучшим образом. Здесь, наверное, как в альпинизме, каждый последующий метр дается все труднее и труднее.

Урок шестой. У меня сложилось впечатление, что для пружинно - поршневых винтовок калибра 4,5мм разумными границами по скорости является диапазон от 200 до 300 метров в секунду. По крайней мере для развлекательной стрельбы. И в зависимости от потребностей владельца. Меньшие скорости для винтовки вроде бы и неприличны, а при больших скоростях и оружие ведет себя менее предсказуемо, и взводить труднее, и появляется масса разных неожиданностей, так что дальнейшее увеличение мощности, а точнее, расплата за это увеличение, скорее, уменьшает удовольствие от стрельбы, чем доставляет радость. Мне кажется, что значительно перспективнее сосредоточить усилия на повышении точности оружия. Но это - лично мое мнение, и я его никому не навязываю.

Глава последняя. Соображения о пулях

Я не буду касаться пуль, выпускающихся по особой технологии малыми сериями и предназначенными для соревнований высокого и самого высокого уровня. Хотя мои соображения относятся к ним в полном объеме.

Как я писал выше, накупил множество упаковок с пулями разных типов и форм. Оборудовал на огороде тир. У одного знакомого взял для испытаний ИЖ-61, у другого - CROSMAN 1077 (пришлось раскошелиться на баллончики с углекислотой), добавил своих три ствола. Мишени ставил на двух расстояниях - 15 и 30 метров. Погоду выбирал безветренную, каждый опыт заканчивал в течение одного дня. Место для стрельбы оборудовал таким образом, чтобы я находился в полулежачем положении, руки находятся на упорах, винтовка в руках и не касается посторонних предметов. Никакого неудобства для меня, никакого изменения в характере удержания оружия, никакого постороннего воздействия.

Все это было предпринято для того, чтобы по возможности избежать воздействия случайных факторов и получить недостоверные данные для выводов. Меня интересовали не точность попадания и пристрелка оружия, а рассеяние. Хотя регулировки пришлось немного покрутить, чтобы пули попадали в мишени. Нарезал из картона целую стопку квадратов 400 400мм, в центр наклеил из оранжевой пленки квадратики 30 30мм, ставил на нужное место, стрелял.

Неделю провел "в засаде". Каждым типом пуль из каждого ствола производил 20 выстрелов на обеих дистанциях. Точку прицеливания не менял, регулировок не делал. На каждой картонке определял фигуру рассеяния и среднюю точку попадания. Ставил очередную и так далее. По окончании проанализировал результаты.

Выводы

1. Наилучшей кучностью обладают пули с полукруглой (сферической) головкой, наихудшей - с конической, а вообще непотребной - колпачковые пули. Многие из последних двух типов вообще не попадали в картонку.
2. Наилучшими пулями оказались СР-7,9 и СР-10,5.
3. Тяжелые пули обладают лучшей кучностью.
4. При увеличении расстояния вдвое рассеивание увеличивается примерно втрое для легких пуль и примерно в два с половиной раза для тяжелых.
5. С увеличением мощности оружия рассеивание увеличивается, но не очень сильно.
6. При изменении типа боеприпаса средняя точка попадания может изменяться у одного и того же оружия.
7. Хороших пуль мало. Не нужно тратить деньги на ерунду.
8. Ни в коем случае не верьте красивым упаковкам и лукавым надписям "целевые", "повышенной точности" и тому подобное.
9. Пользоваться желательно одной понравившейся маркой пуль.

Обдумывая полученные данные, пришел к неутешительному выводу, что пули для пневматики принципиально не могут быть хорошими. Об этом - ниже.

О пулях написано очень много, правильно и грамотно, оснований для сомнений нет никаких. Но все авторы рассматривают полет пули на участке от ствола до цели. А что с ней происходит в стволе, никто не рассматривает. А происходят с ней очень интересные вещи.

Всему просвещенному миру известно, что, если на тело не действуют посторонние силы, то оно движется по какой-то траектории, и все ее вращения происходят вокруг так называемого центра массы. Именно этот ЦМ описывает геометрическую линию движения, в нашем случае близкую к параболе.

Если ЦМ находится на геометрической оси пули и оси ствола, то она прекрасно полетит куда надо.

Но беда в другом. Пневматическая пуля должна иметь небольшой вес при наибольшем объеме и наименьшую площадь поверхности, касающейся стенок ствола. Поэтому все они имеют принципиально одинаковую форму: колпачок, соединяющийся с головной частью, которая может иметь форму шарика, конуса, их помеси, это может быть нечто ребристое, плоское, вдавленное и так далее. Малейшая разница в толщине юбочки, ее формы, неровности головной части, вмятины, следы штамповки и прочие дефекты означают, что центр массы смещается от оси. Если добавить, что пуля может неравномерно врезаться в нарезы ввиду неодинаковости ведущих поясков, то это смещение станет еще больше. Свинец - металл тяжелый. Вам никогда не приходилось на веревочке крутить грузик? Или забрасывать донку? Пока Вы удерживаете веревку или леску, груз и его центр массы вращается вокруг геометрического центра, то есть Ваших пальцев, только отпускаете - он улетает в сторону. С пулей в стволе происходит то же самое. Совершая поступательное движение, центр массы одновременно совершает вращательное движение вокруг оси ствола, только роль веревочки выполняет сам ствол. После выхода из ствола "веревочка" обрывается, и пуля получает некоторый боковой импульс, что сбивает ее с правильного пути. В пулях для огнестрельного оружия этот фактор сказывается меньше - там вся масса сосредоточена ближе к оси, и врезается она в нарезы практически всей боковой поверхностью.

Есть еще другая беда. Юбочка пули по отношению к толкающему потоку воздуха представляет собой открытую полусферу. Такая форма тела оказывает наибольшее аэродинамическое сопротивление набегающему потоку воздуха. Пока пуля в стволе, это неважно, но сойти с нарезов она может неодновременно из-за кривизны юбочки или плохой обработки дульного среза. В этот момент пуля получит дополнительный боковой аэродинамический импульс, что еще больше собьет ее с истинного пути. Если бы форма задней части пули была полукруглой, точнее - выпуклой, то влияние этого фактора было бы значительно ниже.

(Для себя я сделал вывод, что идеальная пуля должна быть вытянутой, цельнометаллической, изготовлена из более легкого но такого же мягкого как свинец металла, соответствовать калибру ствола, иметь направляющие ободки для нарезов и обтюрации, в задней части иметь сужение.)

Если не забывать об этих двух факторах, то все становится понятным.

Ясно, почему у мощных винтовок ствол должен иметь больший шаг винта - чтобы пуля вращалась медленнее. Ясно, почему дульное сужение влияет положительно. Ясно, почему большее количество нарезов лучше. Ясно, почему ствол должен быть чистым. Ясно, почему нужно тщательно обрабатывать дульный срез. Ясно, почему тяжелые пули точнее - они вращаются медленнее и меньше влияют неточности изготовления пуль. Ясно, почему хорошие пули не могут быть дешевыми.

Послесловие

Во всей этой истории самым приятным был тот момент, когда закончились все пули, кроме СР-7,9 и СР-10,5. Еще осталось две коробочки турецких, я держу их около ИЖ-38.

Работу я сделал, результаты представил на обозрение.

Есть у меня одна интересная на мой взгляд задумка, пока обдумываю и подбираю исходные материалы. Когда сделаю, то поделюсь результатами, но это будет не скоро.

В конце статьи хочу выразить признательность всем авторам, опубликовавшим свои работы, наблюдения, мысли и соображения на тему пневматического оружия в Интернете, все полезные знания я почерпнул там и нигде более. Ибо найти что-либо отпечатанное на бумаге практически невозможно, а вся информация, встречающаяся в периодических изданиях, определенным образом фильтруется.

Рад буду увидеть отзывы о своей работе.

К В Б



 

Пистолеты
Винтовки
Форум "Винтовки"
Форум "Пистолеты"
Форум "Охота"

© Copyright Network Factory 1999-2011, аll rights reserved.