На главную страницу
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ > «Воздушный патрон», часть 3

(третья проба пера)

Немного о надежности пневматики

     В этот раз  –  никакой теории, только практика, которая, как нас учили по философии,  –  критерий истины.

     Мы, а также, наверное, большинство владельцев оружия, разделяем принятые «основные принципы подхода к пневматике»:
 –  надежность;
 –  точность;
 –  удобство в эксплуатации и ремонтопригодность и т.п.

     Здесь на первом месте не случайно стоит надежность пневматики, а из нее логически вытекает также и стабильность стрельбы, в частности, стабильность стрельбы из эйр–картриджей.

     Давайте попробуем еще раз вместе разобраться с этим вопросом.

     Что такое эйр–картридж? На наш взгляд, это  –  замкнутая емкость со сжатым газом с отсечным и перепускным клапанами какой–либо конструкции. На стабильность стрельбы (в данном случае, на постоянство начальной скорости пули) помимо прочих параметров пневматики влияет способность эйр–картриджа достаточно длительное время удерживать заданное давление газа; при этом от патрона к патрону в партии эйр–картриджей это давление не должно сильно отличаться.

     Рассмотрим для примера однозарядную пневматику с накачкой. Здесь тоже есть замкнутый объем для воздуха, отсечной и перепускной клапаны  –  по сути, это интегрированный эйр–картридж. Надежность конструкции этого узла в образцах ведущих фирм  –  производителей пневматики находится на весьма высоком уровне. Например, известная американская фирма Кросман, производящая высококачественную и недорогую «массовую» пневматику, обеспечивает своим пистолетам и винтовкам превосходную стабильность стрельбы за счет качества ствола, спускового механизма, насоса, а главное  –  за счет прекрасной конструкции клапанного устройства.

     У нас года три назад был пистолет Кросман–1377 American Classic .177, который «сажал» пуля в пулю на 15-20 м. Как-то, будучи осенью на дальней рыбалке, мы случайно потеряли его около озера, а хватились уже дома через довольно длительное время. Как оказалось потом, закачанный и заряженный пистолет пролежал всю зиму в снегу и был найден в конце весны при повторной поездке на это же место рыбалки (вместо непойманной в этот раз рыбы). Представьте себе (говорим уже как барон Мюнхгаузен), что пистолет после столь длительного и варварского «хранения» прекрасно разбил пробку от бутылки с фантой с 20 м! Это ли не надежность клапанного механизма да и всей конструкции пистолета фирмы! Мощность выстрела ничуть не уменьшилась. Сейчас у нас есть также образчик фирмы Кросман–1389 Backpacker .177 со сходной конструкцией. Зная надежность клапанного механизма, мы можем спокойно стрелять из него после 3-4-месячного хранения в заряженном состоянии. Ну, и еще. Где-то году в 96-м приобрели один из первых образцов газобаллонного многозарядного пистолета ИЖ–671 (Корнет) на углекислом газе  –  хотелось пострелять на время по нескольким целям. Обратили внимание, что в комплекте запасных частей находятся целых три запорных элемента к перепускному клапану. И что вышло? А вышло то, что через пару-тройку сотен выстрелов весь комплект запорных элементов был израсходован  –  клапан очень быстро их разбивал, углекислый газ «утекал». Подумав и поняв причину этого явления, чуть-чуть изменили конструкцию клапанного устройства, добавив маленькую детальку (шайбу) и слегка удлинив шток клапана. Теперь пистолет может держать давление по полгода, произвели уже несколько тысяч выстрелов без каких-либо вмешательств в клапанное устройство. Проверив надежность пистолета на практике, по своей наивности послали года два назад письмо на Ижевский механический завод с чертежом и описанием переделки клапана без нарушения технологического цикла. Не знаем, дошло ли письмо или нет, ответа не получили. Какая сейчас конструкция клапаного уcтройства в последних модификациях ижевских «газовиков», какая их надежность  –  не знаем. Как-нибудь возьмем у кого-нибудь из знакомых модель поновее и посмотрим: что там такое, а вдруг что-нибудь похожее на нашу заготовку.

     Кстати, клапанные механизмы «самых мощных» на рынке пневматики пистолетов и револьверов на углекислом газе фирмы Аникс также весьма совершенны, прекрасно «держат» давление  –  это по отзывам наших знакомых, счастливых обладателей изделий этой фирмы (когда-нибудь в лучшие времена и мы приобретем что-нибудь от этой фирмы и лично удостоверимся в качестве ее продукции). К слову сказать, мы немного недоумеваем, почему Аникс выпускает только углекислотную пневматику, ведь при ее возможностях можно было бы наладить выпуск высококачественной и недорогой пневматики других видов.

     В нашем эйр-картридже использована клапанная конструкция, примененная в самодельном втором пистолете с накачкой (в том, который был похож на «Люгер» – Ю.Д., см. «Воздушный патрон», часть 2), и она также могла месяцами удерживать заданное давление. Здесь мы не открыли Америки.

     Таким образом, в эйр–картриджах (как и в других клапанных системах) обеспечить высокую надежность удержания заданного давления газа можно! Это не теория, это практика.

     Теперь о процессе закачки воздуха, в частности, в эйр–картриджи, также влияющего на стабильность выстрела. Конструкции насосов в пневматике с накачкой, например, той же фирмы Кросман  –  также выше всяческих похвал. Смазывай насос регулярно, и он обеспечит при заданном количестве качков заданное давление  –  стреляешь ли ты 1 раз или 50 раз (такую «мелочь», температурный режим насоса при частой стрельбе можно не учитывать).

     В части эйр–картриджей можно пойти дальше: например, одним насосом (да еще с манометром) накачивать сразу весь комплект эйр–картриджей для пневматики  –  давление тогда во всех патронах будет примерно одинаковым. Какое давление задавать? Можно 200 атм, можно 250 атм, можно больше  –  все зависит от прочности эйр–картриджа (баллона), конструкции насоса, устремлений потребителя. В вопросе накачки мы не видим особых проблем.

     Ну, и наконец добавим, что необязательно делать пневматику, например, револьверы, только на эйр–картриджах. Можно использовать быстросъемный барабан, во все каморы которого одновременно нагнетается воздух, а затем вставляются пули. Можно разработать, например, винтовку с подствольным резервуаром для сжатого воздуха  –  этакую «колбаску» с отсеками (5-10 и более); давление воздуха во всех отсеках в процессе закачки «колбаски» будет одинаковым; сработал клапан отсека  –  выстрел, стабильный выстрел; управление стрельбой  –  цевье Кольта, скоба Генри и т.п. Здесь нет предела творчеству, особенно, если это очень нравится.

     Что можно сказать о стабильности стрельбы из поршневой пружинной пневматики? Она также весьма высока. Стабильность выстрела помимо качества ствола, его казенной части здесь определяется главным образом качеством пружины, ее «долголетием». Солидные фирмы делают и солидные качественные пружины. Опять-таки из практики (правда, не нашей): например, Том Гэйлорд (The Airgun Letter, May 1996) пишет о «пружинных» тестах  –  проверялась дульная скорость пуль у винтовок, после того как их пружины длительное время (несколько суток!) находились в полностью сжатом состоянии.

     Приводятся такие данные:
      –  после 159 часов «сжатия» пружина Дж. Массари
          сохранила 94,65% начальной энергии;
      –  после 159 часов «сжатия» пружина Биман Лазер
          сохранила 98,39% начальной энергии, а после 735
          часов  –  93,25%!
      –  пружина Венон сохранила 96,93% энергии после
          735 часов «сжатия»!

     Таким образом, пружина  –  сердце поршневой пневматики (как поэтично...), также весьма надежная штука.

   &nb{p; Можно немного сказать и о надежности манжет на поршнях. На наш взгляд, «модные» в настоящее время капроновые, капролоновые, полиэтиленовые поршневые манжеты хуже, чем «старинные» кожаные (но, качественные). Если хорошую сыромятную кожаную манжетку  –  колпачок аккуратно пристроить к поршню и затем хорошенько пропитать ее, например, касторкой, то лучше и не надо. Опять-таки, на нашем стареньком ИЖ-60 полиэтиленовые манжеты долго не сохранялись  –  истирались и «дубели», и винтовка стреляла все хуже и хуже. Провели апгрейд (модное словечко): сточили передок у поршня (убрали профиль для насадки полиэтиленовой манжеты), просверлили отверстие и нарезали резьбу диаметром 4 мм под винт, насадили кожаную манжету от ИЖ–38 с резиновой прокладкой-упором. Вышло хорошо. Ну, и еще немного «реанимировали» севшую пружину самым примитивным «домашним» способом  –  растянули до межвиткового расстояния 10 мм, поместили в духовку газовой плиты в кастрюльке с песком, выдержали при температуре 600о С (лучше бы при 650о С, но газовая плита больше не давала) 30 минут и «закалили-отпустили» в подсолнечном масле, нагретом до 60о С. Пружина стала посильнее: вместо «родных» 27 кг стала давать 40 кг, естественно, возросла и скорость пули. Интересно, что пружина до сих пор работает и почти не ослабла. Вообще-то о пружинах очень интересно поговорить, но об этом в одной из следующих «теоретических» проб пера.

     Также можно отметить, что, на наш взгляд, поршневая пневматика с боковым или нижним рычагом взвода пружины более предпочтительна, чем с переломным взводящим стволом, с точки зрения как точности стрельбы  –  прицельная линия должна быть незыблема (особенно, если используется телескоп), так и надежности этого узла. Как писал в свое время известный оружиевед, охотник и конструктор оружия В. Е. Маркевич, при тщательной пригонке подвижных частей переломных систем и хорошем материале они служат довольно долго. И все же расшатывание ствола неизбежно, оно наступает рано или поздно в зависимости от количества открываний оружия и главное  –  от более или менее сильного захлопывания ствола, к чему весьма чувствительны все переломные системы. При плавном тихом закрывании ствола оружие служит гораздо дольше. Тем не менее,все-таки и переломные системы, выпускаемые хорошими фирмами, являются достаточно надежными.

     Итак, практика (правда, может быть, ограниченная) показывает, что надежность и, в частности, стабильность стрельбы в хорошей пневматике весьма и весьма высока.

Ученые офицеры и большие приверженцы пневматики
Юрий Даньшов и Александр Белоусов.
Все права незащищены.


 

Пистолеты
Винтовки
Форум "Винтовки"
Форум "Пистолеты"
Форум "Охота"

© Copyright Network Factory 1999-2011, аll rights reserved.