На главную страницу
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ > «Воздушный патрон»

(первая проба пера для заинтересованных читателей)

     Из всего многообразия существующих в настоящее время систем пневматического оружия (далее  –  пневматика) особое место занимают появившиеся сравнительно недавно системы, использующие патрон со сжатым воздухом  –  так называемый «воздушный патрон» (air–cartridge).

     По нашим данным (а также смотри журнал «Мастер–ружье» №7/8(20) 1997 г.) одной из первых подобный патрон разработала английская фирма "Saxby&Palmer" для тренировочных стрельб из боево-го револьвера пулями для пневматики: в ствол револьвера вставляется дополнительный стволик калибра 4,5 или 5,5 мм, а в каморы барабана  –  патрон "air–cartridge", по размерам идентичный боевому патрону, например, .38. В настоящее время ряд фирм и, в том числе, известная немецкая фирма «Куно Мельхер КГ», выпускают пневматику специально под воздушный патрон.

     Патрон состоит из гильзы со сжатым воздухом и навинчивающегося на ее носок колпачка с пулей. Внутри гильзы расположен специальный клапан в виде штока с уплотнителями, перекрывающий носок и донце гильзы и срабатывающий при ударе бойка по его торцу, выступающему в донце гильзы.

     В патрон через носок гильзы нагнетается сжатый воздух до давления ~200 атм с помощью специального ручного или ножного насоса, либо от большой емкости со сжатым воздухом через переходник.

     Дульная скорость пули калибра 4,5 мм (.177) достигает 170 м/с при кинетической энергии порядка 0,77 кг м (7,5 Дж), что является приемлемым для прицельной стрельбы на расстояние до 10 м.

     Патрон  –  многократного заряжания и может храниться в заряженном состоянии свыше месяца.

     В то же время «воздушный патрон» данной системы имеет недостаточную надежность удержания сжатого воздуха (зависит от конструкции и качества уплотнителей) и, как следствие, большой разброс дульной скорости пули; при длительном хранении заряженного патрона уплотнители его клапана теряют первоначальную форму, что не позволяет сразу после отстрела зарядить патрон  –  требуется не менее суток для восстановления первоначальной формы уплотнителей.

     По нашему мнению, в силу выбранной конструкции патрона объем гильзы используется недостаточно рационально, при выстреле сжатый воздух в процессе перетекания из гильзы в колпачок с пулей имеет «паразитное» дополнительное расширение, что приводит к снижению давления форсирования на пулю и уменьшению ее скорости.

     При устранении указанных недостатков такого патрона пневматика на его основе (например, барабанная) обладает весьма привлекательными качествами  –  многозарядностью, завидным постоянством параметров выстрела (в отличии, например, от баллонных систем, в которых давление газа падает от выстрела к выстрелу), быстротой перезарядки заранее снаряженными патронами, возможной большей мощностью при небольших размерах и др.

     Проведенные нами газодинамические расчеты показывают, что если изменить конструкцию «воздушного патрона» и схему его функционирования в пневматике (расчеты и конструкцию мы здесь пока не приводим), то, например, для пневматического револьвера ME 38 Magnum  –  4.50 фирмы «Куно Мельхер КГ» с длиной ствола 80 мм, калибром 4,5 мм можно достигнуть дульной скорости 190…200 м/с при давлении 200 атм.

     В то же время, если выбрать оптимальный объем патрона (гильзы) и, соответственно, размеры патронника пневматики, то можно получить весьма высокие значения дульной скорости при тех же 200 атм.

     Так, например, для оптимального «револьверного воздушного патрона» с объемом ~2,5 см3 для стволов длиной 100-600 мм калибра 4,5 мм можно получить дульную скорость 250-400 м/с при 00С, а для калибра 5,5 мм  –  230-350 м/с.

     Если использовать оптимальный «винтовочный воздушный патрон» с объемом ~4 см3, то для стволов длиной 300-600 мм можно получить дульную скорость 360-430 м/с (калибр 4,5 мм) и 330-380 м/с (калибр 5,5 мм). Но и это еще не придел увеличения скорости.

     Газодинамические расчеты, если потребуется, могут быть проведены, исходя из требований по весу пули, калибру и длине ствола, габаритам пневматики, требуемой дульной скорости (так, при сверхзвуковых скоростях потребуется совершенно другая аэродимамическая форма пули, в отличие от пуль «Диаболо»).

     Если сподобит нас Господь, напишем, не спеша, обо всем, что знаем и можем в следующих пробах пера. Оставайтесь с нами.

Ученые офицеры и большие приверженцы пневматики
Юрий Даньшов и Александр Белоусов.
Все права незащищены.


 

Пистолеты
Винтовки
Форум "Винтовки"
Форум "Пистолеты"
Форум "Охота"

© Copyright Network Factory 1999-2011, аll rights reserved.